Мой первый (законченный) курс на Coursera: личный опыт

Я наконец-то нашла курс на Coursera, достаточно интересный, чтобы пройти его до конца: A Beginner's Guide to Irrational Behavior. Сертификаты выдавали только тем, кто «усвоил» правильно больше 85% материала — это больше, чем в среднем курсе (обычно 70-80%). Мой результат — 97,5%.

Как выглядел процесс обучения? Что нужно было делать?

Разумеется, все курсы устроены по-разному, я буду писать конкретно об этом. И я постараюсь не переводить понятные слова на русский язык, чтобы не искать адекватную форму — простите меня те, кто не говорит по-английски.

Об авторе, Дэне Ариэли, можно прочитать на его сайте. Там же можно почитать о том, что такое бихевиоральная экономика в целом, посмотреть его видео и просмотреть публикации в газетах, в основном написанные куда проще, чем то, что читали мы. По теме курса у Дэна вышло три книги, которые я, конечно, купила (раз дёшево!) перед началом курса по специальной цене для студентов — и, естественно, пока не успела даже открыть.

Курс длился шесть недель, у каждой из них была своя общая тема: IrrationalityThe Psychology of MoneyDishonestyLabor and MotivationSelf-ControlEmotion.  Чтобы получить сертификат, нужно было сдать 12 тестов, написать одно эссе, детально оценить три чужих эссе и сдать два итоговых экзамена — вернее, один, разделённый на две большие части.

«Обязательное» и «рекомендованное» чтение

Дэн собрал список публикаций по всем темам в два списка (вот всё в одном PDF со ссылками на скачивание) — по первому списку нужно было сдавать тест, второй помогал лучше понять, о чём речь, и отдохнуть от первого.

Что это было за чтение? Научные статьи и summary научных публикаций. Вот пример одного из таких текстов:

Я сохранила все свои «обязательные» лекции в Dropbox, большая часть, правда, с моими пометками. Можете просмотреть несколько PDF и сформировать собственное мнение.

Моё мнение: статьи были в целом интересными, но читать их было непросто. У меня нет опыта образования в западных ВУЗах, да и русских научных статей я читала немного. Сначала я думала, что можно пробежаться по самым скучным материалам глазами и просто «выжать» summary, внимательно прочитав только последний абзац каждой главы и введение. Нет, нельзя. Сдать тест без внимательного чтения у меня не вышло. Зато когда я стала брать честные 30-60 минут на работу над статьёй в формате full page view с электронными маркерами наперевес, все тесты стали сдаваться на 95% с первого раза.

И точно удобнее сначала смотреть лекции, а потом читать тексты: тогда становится хотя бы ясно, зачем вам тратить ещё полтора часа на голубей в условиях сильного пищевого соблазна.

Лекции и «приглашённые» гости

Лекции были короткими (10-20 минут) и простыми, за один день можно было сделать маникюр, прослушать все лекции, сдать тест и посмотреть дополнительное видео без проблем и особенного «чувства нагрузки».

Дэн Ариэли шутил «пограничные» шутки, рассказывал о сексе и жульничестве, приводил примеры из реальной жизни и показывал картинки из фотобанков. Израильский акцент — кажется, один из самых лёгких для восприятия, субтитры я быстро отключила.

Каждую неделю команда курса приглашала гостей, которые кратко рассказывали о смежных областях и исследованиях — например, об организации сайта знакомств и честности тех, кто говорит, что для него главное внешность или деньги партнёра. Это было интересно, но полезно только для общего понимания темы.

На главной странице курса постоянно появлялись какие-то новые видео — вопросы Дэну, Google Hangouts с Дэном, лекции на TED Дэна, краткое содержание лекций на TED Дэна… У меня на это времени не было, но при желании любой слушатель мог увеличить свою учебную нагрузку с 6 часов в неделю до часов так 20. Плюс форум! Вы не можете себе представить, какое количество текста способны производить слушатели любого онлайн-курса.

Тесты и задания

В конце каждой недели нужно было сдать два теста — один по лекциям, второй по списку «обязательного» чтения.

На каждый тест давалось 15 попыток, но пересдавать его больше двух раз было реально лень: вопросы перетасовывались, формулировки менялись. При условии, что в тесте 20-30 вопросов, и некоторая часть из них —  multiple choice, на пересдачу нужно было потратить минут двадцать. Многие не заморачивались (и потом оказались в ужасе, обнаружив, что сертификата им не достанется).

В сумме баллы за все тесты курса давали 30% итоговой оценки.

Ещё 30% — главный экзамен, оставшееся — эссе.

Главный экзамен разбили на 2 части по 30 вопросов в каждой, сдать его нужно было в течение 2 часов — предполагалось, что вы выберете блок времени в течение пяти дней, сядете, закрыв все материалы, и сдадите с первой попытки. (Так я поняла, что во время сдачи остальных тестов пользоваться лекциями было можно.)

Больше всего студенты боялись эссе. В середине курса нам нужно было написать 500-800 слов — взять конкретную проблему человеческого поведения и предложить адекватное научное или коммерческое решение, используя знания, полученные из курса.

Моей «проблемой» было то, что людям скучно есть здоровую еду — она кажется им слишком простой и недостаточно palatable (термин из книги The End of Overeating: Taking Control of the Insatiable American Appetite). Я предложила заинтересовывать их с помощью «салатных баров», в которых нужно собирать собственный салат из заранее обработанных ингредиентов, и описала, как это будет работать, если не просто разложить по тарелкам мясо и овощи, а взять во внимание результаты 6-7 исследований.

Я получила 9 баллов из 9, плюс один короткий, но приятный комментарий — и это классно, потому что в одном из предыдущих курсов простой черновичок моего эссе fellow students злобно растоптали, жалуясь, что моя школьная грамматика не даёт им понять мою скудную мысль. Eat this!

Это, конечно, ничего в реальной жизни не значит. Уровень оценок эссе — самая больная тема онлайн-курсов, и, возможно, моя девятка досталась мне от индийских студентов, шокированных количеством текста и сносок.

О чём вообще курс? Ну, например:

  • Почему не нужно предлагать другу 3 доллара за то, чтобы он помог тебе с мелким ремонтом, а лучше угостить его кофе или позвать на обед;
  • почему лучше всего брать с собой в бары «на съём» подружку, которая выглядит примерно как ты, но немного страшнее;
  • сколько джемов нужно поставить на полку, чтобы люди не были парализованы выбором и купили собственно джем;
  • правда ли, что если не проверять результаты работы подчинённых, то это подействует на него так же, как если бы вы просто выкинули их в мусорку у него на глазах (правда);
  • почему «Угу» и «Спасибо! Ты гений!» часто работает гораздо лучше, чем большая денежная премия;
  • в какой момент нас парализует при виде очень большой награды (и почему, и при каком виде заданий);
  • правда ли, что дети, которые способны отказаться от десерта, получают больше, выглядят лучше и сидят в тюрьме реже, чем все остальные (да);
  • почему лучше платить за вредную еду наличными деньгами;
  • кто из нас жульничает (абсолютно все) и как сделать так, чтобы мы делали это поменьше или хотя бы не так нагло;
  • как принять то, что ты сорвёшь дедлайн, съешь эклер и проспишь встречу, и начать с этим жить.

Только что проверила — оказывается, книжки Дэна Ариели перевели на русский и уже продают на Ozon.ru. Я не уверена в качестве перевода (я вообще в нём никогда не уверена) и рекомендовать не могу, но зато точно могу сказать, что продавать книжку на английском за четыре тысячи четыреста пятьдесят шесть рублей, когда в Kindle Store она стоит $10.99 (343 рубля) с мгновенной доставкой в Kindle — это прямо аще!

Было сложно?

Вообще да. Думаю, если бы я не прошла уже в общей сложности месяца два-три других курсов блоками по 2-3 недели, плюс не училась бы писать эссе IELTS, я бы не справилась.

Это полноценная учебная нагрузка, которую мне, скажем, на журфаке не давали никогда (а я была из тех, кто там правда пытался учиться и не пропускал семинары). Нужно нормально планировать своё время, выключать мессенджеры во время чтения, не сдавать тесты в последний момент из-за вероятности технических сбоев на стороне Coursera, не мыть посуду во время лекций. В общем, учиться. Мне кажется, для русскоязычной аудитории это реальный шок.

Если в описании вашего курса есть пометка «рабочая нагрузка 10-13 часов в неделю» — учтите, что это для носителей языка, и добавляйте себе ещё 10-30% на то, чтобы смотреть незнакомые слова и переписывать эссе под американский формат.

И берите курсы, которые вам интересны, а не которые понтово называются. Работодателям и университетам, по крайней мере в России и Австралии, на эти сертификаты плевать. У Coursera есть signature track за 40 долларов — я взяла один и бросила через три недели. В этом формате перед тестами курса вам нужно сканировать свой ID, фотографироваться в web-камеру и набирать руками написанный на экране тест: предполагается, что это позволит вас идентифицировать. И значит, использовать данные вашего курса при поступлении и зачётах в американских университетах.

Идея восхитетельная, но я не планирую учиться в Америке, а курс оказался тошнотворно занудным.

Как попробовать?

Вот ещё курсы, которые лично мне кажутся потенциально интересными: First-Year Composition 2.0The Science of GastronomyExercise Physiology: Understanding the Athlete WithinThink Again: How to Reason and Argue (это настоящий хит Coursera, будет проводиться во второй раз с поправками на опыт), Content Strategy for Professionals: Engaging Audiences for Your OrganizationNutrition and Physical Activity for Health.

Плюс курсы о литературе — например, Fantasy and Science Fiction: The Human Mind, Our Modern World, или The Fiction of Relationship. Они выглядят по-настоящему круто, но на них у меня точно не хватит времени никогда. Завидую тем, у кого хватит.

Автор

Anna Zabolotnaya

Показать подругам

comments powered by Disqus