Master of Interactive Multimedia в Сиднее — часть 1, техническая

Master of Interactive Multimedia в Сиднее — часть 1, техническая

Спустя три с половиной года (то есть вечность) я наконец закончила свою программу Master of Interactive Multimedia в University of Technology, Sydney. За это время программу расформировали, и все нормальные люди с неё соскочили, получив Diploma или Certificate, но ваш слабоумный автор, напротив, взял себе ещё 4 предмета со стажировкой, и вот мы здесь.

Программа Master of Interactive Multimedia

Саму программу сняли с сайта, но если вкратце, то большая прелесть её была в том, что половина предметов не была «зафиксирована» в плане обучения. Их можно было свободно выбрать на любом факультете университета, что, с одной стороны, было главным продающим качеством этого Masters, а с другой, и задолбало университет так, что нас разогнали. Перед записью на каждый elective я проводила 1-2 месяца в переписке с десятками преподавателей с разных факультетов, тремя студенческими центрами и списками рассылок по выпускникам. В итоге меня бросили даже руководители курса.

Вот предметы, которые я в итоге взяла — полужирным выделены обязательные, входящие в программу; остальные — те, которые я выбрала сама:

Master of Interactive Multimedia:

  • Digital Media in Social Context
  • Digital Information and Interaction Design
  • Digital Graphics and the Still Image
  • Digital Media Technologies
  • Digital Media Development Process
  • Sound and Interaction
  • Interaction Design
  • Innovation, Creativity and Entrepreneurship
  • Digital Media Studio
  • Event Creation Workshop
  • Design Workshop Experimental Media

Diploma in Information Technology Professional Practice (та самая стажировка):

  • Preparation for and Review of IT Experience
  • IT Experience 1
  • Review of IT Experience
  • IT Experience 2

Главной причиной расформирования курса, конечно, стало то, что китайские студенты с чемоданами наличных на него записывались неохотно. Программа предполагала много абстрактного академического чтения, свободного творчества в интернете и групповой работы со студентами с разными бэкграундами; при этом она не была достаточно узнаваемой и престижной, как Master of IT, или лёгкой, как совсем проходные теоретические курсы, и половина иностранных студентов от нас в какой-то момент просто отвалилась на спонсорскую визу родителей.

Всё это прискорбно в том числе потому, что Master of Interactive Multimedia был самой «здоровой» в смысле соотношения количества мужчин и женщин программой всех технических ВУЗов Австралии. Ну, что ж.

Поступление

Конкуренция на новую экспериментальную программу оказалась невысокой. Для поступления мне нужно было принести диплом с вкладышем (тем, где расшифровка курсов и оценок), резюме, «мотивационное письмо» и результаты свежей сдачи академического IELTS со средним баллом не меньше 7 или 7.5, сейчас уже не помню. Все документы на русском должны были быть относительно недавно переведены специальными переводчиками NAATI и заверены у нотариуса или местного мирового судьи.

Диплом и вкладыш

В любой непонятной ситуации забирайте из всех своих учебных заведений все документы, которые только можете, и немедленно их переводите и заверяйте у нотариуса. Мы с моими однокурсниками так отмечали день выдачи дипломов, что часть из них свой вкладыш до сих пор не нашла. Хорошо хоть дипломы довезли до дома. Искать вкладыш мне помогали моя мама и хорошая репутация сотрудницы приёмной комиссии (даже не верится, что я это пишу), плюс хорошие отношения с парой человек на факультете. Ещё мне повезло заинтересоваться судьбой вкладыша чуть раньше момента, когда он должен быть отправиться в какой-то постоянный архив на Ленгорах, который, по слухам, вообще какой-то перевал Дятлова.

При поступлении на Master degree образование и опыт работы должны быть хотя бы относительно релевантными новому образованию. В Москве я закончила журфак МГУ, поэтому мне пришлось отдельно объяснять, что я писала диплом о digital media и училась в группе интернет-журналистики, и перечислять связанные с multimedia предметы, которые я брала. Здесь пригодился, например, необязательный, но интересный курс Антона Носика. Курс был больше похож на чаепитие с легендами рунета, но я всё равно умудрилась заставить Антон Борисыча расписаться мне в зачётке — не уверена, что легитимно, но всё в дело. Ещё я упомянула все свои мелкие курсовые про интернет (и опустила про пытки и либертинов).

Резюме

Настоящего у меня никогда не было, так что и на этот раз я просто вспомнила и перечислила все виды своей деятельности, которые подходили по описанию к курсу, на который я записывалась. К ним я приложила несколько рекомендаций с разных мест работы на бланках изданий, которые в Австралии всё равно никто не знает.

Мотивационное письмо

Понятия не имею, написала ли я его правильно с точки зрения приёмной комиссии факультета. Моё письмо выглядело примерно как план на три года: «Меня зовут Аня, я классная русская. Хочу жить в Австралии и всем тут пригодиться. Русские журналисты вам не нужны, поэтому давайте я стану интернет-специалистом и буду работать в digital-отделе какого-нибудь крупного интернет-медиа». Так и получилось: сейчас я работаю UX-архитектором самого большого новостного интернет-издания Австралии, News.com.au.

Собеседования у меня не было, зачисление произошло «по интернету».

IELTS

Когда стало ясно, что мы оседаем в Сиднее на некоторое время, и работать удалённо на Яндекс.Деньги я больше не могу, несмотря на то, что они идеальные, я пошла готовиться к IELTS. Сейчас я понимаю, что это был некоторый overkill, и моего уровня языка тогда уже хватило бы, чтобы сдать тест и поступить в нужный ВУЗ без 2.5 месяцев full-time учёбы, но всё равно не жалею. После пары лет сидения дома курсы помогли мне плавнее влиться в процесс в первую очередь социально и эмоционально, познакомиться с несколькими отличными девушками и преподавателями, с которыми я общаюсь до сих пор, и всё-таки отполировать язык. Я рада, что сдавала здесь, а не в России.

Сдача теста дала мне критичную для многих русских эмигрантов уверенность в себе и своём уровне. Многие русские колоссально комплексуют из-за своего произношения и грамматики, я была ровно такой же — и на этот стыд ещё и накладывалось профессиональное журналистское воспаление. Только после сдачи академического теста на 8,5 баллов я смогла себе позволить прочитать первую в жизни книжку на английском языке. Вот правда, до того казалось, что слишком тупая. Прочитала Барнса.

Сейчас не комплексую из-за языка совсем. Конечно, он никогда не будет достаточно хорош для русского Facebook'а, но с этим придётся как-то жить.

Деньги

Оплачивать учёбу нужно по семестрам — записываешься на нужные предметы, они появляются в личном кабинете студента, генерируешь сам себе чек, оплачиваешь в интернет-банке, сохраняешь платёжку. Разные курсы стоят по-разному, даже если в академическом смысле они «весят» одинаковое количество credit points. Например, курсы IT-, Law- и Health-факультетов традиционно стоят дороже, чем теоретические арт-предметы. Отдельно нужно оплачивать разные мелкие студенческие сборы, 70-140 AUD за семестр.

Порядок цен примерно такой — за один предмет, Digital Media Development, австралийской весной 2014 года я как иностранный студент заплатила 2527.50 AUD, по сегодняшнему курсу это 115280 рублей, тогда было чуть человечнее. Этот один предмет = 6 credit points. «Сдвоенные» курсы на 12 credit points, которые обычно называются studio, стоят в два раза дороже и требуют в два раза больше времени. Некоторые курсы, например, на нашем арт-факультете, «весят» 8 credit points, и там надо было договариваться, чтобы преподаватель мне изменил программу так, чтобы я не платила больше — обычно это означало, что я пишу на 500 слов меньше в финальном эссе, большей изобретательности в создании индивидуальной программы мне не досталось.

Чтобы получить Master degree, нужно собрать 72 credit points, на Certificate и Diploma меньше. Поэтому многие подаются на Master, в середине понимают, во что ввязались, и бросают, выпустившись с «сертификатом».

Иностранные студенты платят больше, чем местные, вне зависимости от страны происхождения (если речь не идёт о беженцах), и обязаны каждый семестр собирать курсы на full-time нагрузку — то есть брать минимум 4 предмета по 6 credit points в семестр, что реально тяжело и дорого. Как только у меня появилась визовая возможность, я тут же перевелась на part-time и вышла на стажировку, а потом и на работу.

Гранты

Они есть, но перед поступлением я их не искала.

После того как я окончила первый семестр на все HD (High Distinction), мне пришло письмо от декана о том, что я умная, и поэтому меня приглашают на специальную церемонию для умных, а также дадут денег на учёбу на следующий семестр. Через пару недель у меня изменилась виза, и я перестала быть de-facto иностранным студентом. В новом статусе умной я тоже быть немедленно перестала :( Меня передумали награждать и звать, хоть я закончила семестр именно свежим русским эмигрантом за много денег.

Новые гранты и возможности я искать не стала. В какой-то момент мою работу для одного из курсов номинировали на местную премию, но на церемонию я тоже не пошла. Наверное, не выиграла, на сайте своё имя я потом не нашла.

Учебная нагрузка

Вкратце — чуть не сдохла. Подробнее о курсах и видах заданий я напишу в другой раз, сейчас скажу только, что они были очень разными — арт-дневники, программирование, создание подкастов, рисование постеров для сиднейских мероприятий, придумывание и запуск стартапов, пользовательские интервью. На одном из экзаменов мы три часа играли в игры в развлекательном центре рядом с кинотеатром.

Один предмет обычно занимает 9-12 часов чистой нагрузки в неделю, в них входит 3 часа собственно в классе (вечером, после работы). Это значит, что чистых 9 часов в неделю на предмет (не меньше, потому что иностранному студенту всё даётся медленнее) вам по-хорошему нужно читать, рисовать, составлять планы, смотреть видео, писать код, распечатывать и вклеивать фотографии, записывать аудио в звукоизолированной студии, ходить на концерты с блокнотиком, сидеть в библиотеке и встречать с другими студентами из своей группы — вживую и по Google Hangouts. Все эти активности нужно придумывать, организовывать и оплачивать самостоятельно.

Групповые предметы даются гораздо сложнее и дольше, чем предметы с индивидуальными заданиями, но их большинство, и откосить нельзя, поэтому нужно сразу смириться и быстро учиться выбирать нормальную группу и нормальный список обязанностей. Оценку ставят одну на всех, и если ты протупил и оказался в группе с не говорящими на английском языке и презирающими твою активность студентами, то жаловаться преподавателю смысла нет. Уровень мотивации учащихся в зависимости от факультета и предмета очень разный, а на то, чтобы понять, у кого ты можешь чему-то научиться и с кем будет интересно и весело, у тебя обычно всего 1-2 занятия.

Стажировка

В середине учёбы у меня изменился визовый статус, и мне стало необязательно учиться full-time. Я с облегчением взяла только один предмет и намекнула всем преподавателям, которых смогла выследить, что я наконец-то могу пойти на стажировку.

Буквально через пару недель моя любимая преподавательница по UX сказала, что Digital отдел News Corp Australia ищет UX-стажёров, я сбегала на собеседование, и меня взяли. Попала я туда в довольно неприятное время для всего отдела, и на мне программа стажировки в News Corp надолго схлопнулась, но здесь было главное попасть внутрь, дальше уже я разобралась.

Одновременно с собеседованием выяснилось, что стажировка — это два отдельных предмета (Diploma in Information Technology Professional Practice), которые добавляются к Master-программе, дополнительно оплачиваются и растягивают моё обучение на ещё полгода-год. Моя работа при этом тоже оплачивалась, но уже не ВУЗом, а компанией, и хитро не облагалась налогами. На круг выходило вполне прилично для студента (где-то 500 AUD в неделю на руки, 22000 рублей), но выжить одна я, конечно, на эти деньги никогда бы не смогла, как и покрыть расходы на остатки Master-программы. Стажировочные в итоге я потратила на учебники, транспорт и косметику.

Как выглядит стажировка в теории

Практика в UTS длится 9 месяцев. В течение этого времени нужно сдать на «зачёт» два курса по производственной практике и написать несколько тысяч слов отчётов. Ещё нужно регулярно встречаться со своим руководителем практики, проводить установочные встречи с HR и начальством, вести рабочие дневники, сделать презентацию результатов на работе и в университете, а потом вернуться обратно доучиваться, положив отчёт о практике в своё портфолио.

Как выглядела моя стажировка на практике

Мне предложили работу full-time через пять месяцев стажировки, и я согласилась. В нашем отделе освободилась хорошая позиция, которую начальнику нужно было быстро занять, чтобы её не сократили. Нанять меня оказалось быстро, удобно и приятно.

Это вызвало большой стресс у моего университета, потому что я вроде как должна была честно учиться на рабочем месте с возможностью в любой момент соскочить, но HR-отдел как-то всё утряс. Я стала последним интерном, которого мы наняли из UTS, в семилетней истории программы стажировки нашего отдела.

За время моей короткой стажировки из отдела уволилось со скандалом два моих начальника и один мой ментор, мои кураторы из университета тоже разбежались кто куда, в общем, полный бардак. Два «зачёта» в UTS я сдала, написав километры рабочих дневников на неидентифицированный email, который читали несколько человек одновременно, и кто именно принял у меня практику, я до сих пор не уверена. Но вроде всё получилось.


Продолжение, скорее всего, следует — до самого интересного за эти 2000 слов я так и не добралась. Задавайте вопросы в комментариях, на самые деликатные отвечу в следующем посте. Сразу скажу, что о визе и эмиграции я писать не планирую — отличный источник личного опыта ждёт вас в ароматных безднах форума gday.ru.

Картинка: «Я пришёл сюда, чтобы пожевать эвкалипт и надрать тебе задницу».