Мой первый (законченный) курс на Coursera: личный опыт
Я наконец-то нашла курс на Coursera, который показался мне достаточно интересным, чтобы пройти его до конца: A Beginner's Guide to Irrational Behavior, курс Дэна Ариэли. Сертификаты выдавали только тем, кто «усвоил» правильно больше 85% материала — это больше, чем в среднем курсе (обычно 70-80%). Мой результат — 97,5%.
Update: в 2017 году этот курс на Курсере уже не существует, но я нашла другой, коротенький и на другую тему, но того же отличного лектора на Udemy. Он называется Acumen Presents: Dan Ariely on Changing Customer Behavior.
Я лично его не заканчивала, но ниже расскажу про тот самый курс Coursera.
Как выглядел процесс обучения? Что нужно было делать?
Разумеется, все курсы устроены по-разному, я буду писать только о своём. И я постараюсь не переводить понятные слова на русский язык, чтобы не искать адекватную форму — простите меня те, кто не говорит по-английски.
Об авторе, Дэне Ариэли, можно прочитать на его сайте. Там же можно почитать о том, что такое бихевиоральная экономика, посмотреть видео лектора на TED, и просмотреть публикации в газетах, в основном написанные куда проще, чем то, что читали мы.
Учебники
По теме курса у Дэна вышло три книги, которые я, конечно, купила (раз дёшево!) перед началом курса по специальной цене для студентов — и, естественно, пока не успела даже открыть. Вот две из них:
- Predictably Irrational, Revised and Expanded Edition: The Hidden Forces That Shape Our Decisions ($11.74)
- The Upside of Irrationality: The Unexpected Benefits of Defying Logic at Work and at Home ($7.99)
А это — бесплатный набор нескольких глав из этих книг для ознакомления в Kindle:
Расписание и нагрузка
Курс длился шесть недель, у каждой из них была своя общая тема:
- Irrationality
- The Psychology of Money
- Dishonesty
- Labor and Motivation
- Self-Control
- Emotion
Чтобы получить сертификат, нужно было сдать 12 тестов, написать одно эссе, детально оценить три чужих эссе и сдать два итоговых экзамена — вернее, один, разделённый на две большие части.
«Обязательное» и «рекомендованное» чтение
Дэн собрал список публикаций по всем темам в два списка, по первому списку нужно было сдавать тест, второй помогал лучше понять, о чём речь, и отдохнуть от первого. Оба списка доступны в этом PDF со ссылками (1.5Mb).
Что это было за чтение? Научные статьи и summary научных публикаций. Вот скриншот одного из таких текстов:
Я сохранила все свои «обязательные» лекции в личном Dropbox. Большая часть, имейте в виду, с моими пометками. Можете просмотреть несколько PDF и сформировать собственное мнение.
Моё мнение: статьи были в целом интересными, но читать их было непросто. На момент прохождения этого курса у меня ещё не было опыта образования в западных ВУЗах, да и русских научных статей я читала немного. Сначала я думала, что можно пробежаться по самым скучным материалам глазами и просто «выжать» summary, внимательно прочитав только последний абзац каждой главы и введение. Нет, нельзя. Сдать тест без внимательного чтения у меня не вышло. Зато когда я стала откладывать честные 30-60 минут на работу над статьёй в формате full page view с электронными маркерами наперевес, все тесты стали сдаваться на 95% с первого раза.
И точно удобнее сначала смотреть лекции, а потом читать тексты: тогда становится хотя бы ясно, зачем вам тратить ещё полтора часа на захватывающее чтение про голубей в условиях сильного пищевого соблазна.
Лекции и «приглашённые» гости
Лекции были короткими (10-20 минут) и простыми, за один день можно было сделать маникюр, прослушать все лекции, сдать тест и посмотреть дополнительное видео без проблем и особенного «чувства нагрузки».
Дэн Ариэли шутит «пограничные» шутки, рассказывает о сексе и жульничестве, приводит примеры из реальной жизни и показывает картинки из фотобанков. Израильский акцент — кажется, один из самых лёгких для восприятия, субтитры я быстро отключила.
Каждую неделю команда курса приглашала гостей, которые кратко рассказывали о смежных областях и исследованиях — например, об организации сайта знакомств и честности тех, кто говорит, что для него главное — внешность или деньги партнёра. Это было интересно, но полезно только для общего понимания темы.
На главной странице курса постоянно появлялись какие-то новые видео — вопросы Дэну, Google Hangouts с Дэном, лекции на TED Дэна, краткое содержание лекций на TED Дэна… У меня на это времени не было, но при желании любой слушатель мог увеличить свою учебную нагрузку с 6 часов в неделю до часов так 20.
Плюс форум! Вы себе представить не можете, какое количество текста способны производить слушатели любого онлайн-курса.
Тесты и задания
В конце каждой недели нужно было сдать два теста — один по лекциям, второй по списку «обязательного» чтения.
На каждый тест даётся 15 попыток, но пересдавать его больше двух раз реально лень: вопросы перетасовываются, формулировки меняются. При условии, что в тесте 20-30 вопросов, и некоторая часть из них — multiple choice, на пересдачу нужно потратить минут двадцать. Многие не заморачивались (и потом оказались в ужасе, обнаружив, что сертификата им не достанется). Гораздо проще всё прочитать и подготовиться, чем пытаться жулить, делать скриншоты или «сдавать по наитию».
В сумме баллы за все тесты курса дают 30% итоговой оценки.
Ещё 30% — главный экзамен, оставшиеся 40% — эссе.
Главный экзамен разбит на 2 части по 30 вопросов в каждой, сдать его нужно в течение 2 часов. Предполагалась, что вы выберете блок свободного времени в течение пяти дней, сядете, закрыв все материалы, и сдадите с первой попытки. (Так я поняла, что во время сдачи остальных тестов пользоваться лекциями было можно.)
Больше всего студенты боялись эссе. В середине курса нам нужно было написать 500-800 слов — взять конкретную проблему человеческого поведения и предложить адекватное научное или коммерческое решение, используя знания, полученные из курса.
Моей «проблемой» было то, что людям скучно есть здоровую еду — она кажется им слишком простой и недостаточно palatable (термин из книги The End of Overeating: Taking Control of the Insatiable American Appetite). Я предложила заинтересовывать их с помощью «салатных баров», в которых нужно собирать собственный салат из заранее обработанных ингредиентов, и описала, как это будет работать, если не просто разложить по тарелкам мясо и овощи, а взять во внимание результаты 6-7 исследований.
Я получила 9 баллов из 9, плюс один короткий, но приятный комментарий — и это классно, потому что в одном из предыдущих курсов простой черновичок моего эссе fellow students злобно растоптали, жалуясь, что моя школьная грамматика не даёт им понять мою скудную мысль. Eat this!
Это, конечно, ничего в реальной жизни не значит. Уровень оценок эссе — самая больная тема онлайн-курсов, и, возможно, моя девятка досталась мне от индийских студентов, шокированных количеством текста и сносок.
О чём вообще курс? Ну, например:
- Почему не нужно предлагать другу 3 доллара за то, чтобы он помог тебе с мелким ремонтом, а лучше угостить его кофе или позвать на обед;
- почему лучше всего брать с собой в бары «на съём» подружку, которая выглядит примерно как ты, но немного страшнее;
- сколько джемов нужно поставить на полку, чтобы люди не были парализованы выбором и купили джем без паралича воли;
- правда ли, что если не проверять результаты работы подчинённого, то это подействует на него так же, как если бы вы просто выкинули их в мусорку у него на глазах (правда);
- почему «Угу» и «Спасибо! Ты гений!» часто работает гораздо лучше, чем большая денежная премия;
- в какой момент нас парализует при виде очень большой награды (и почему, и при каком виде заданий);
- правда ли, что дети, которые способны отказаться от десерта, получают больше, выглядят лучше и сидят в тюрьме реже, чем все остальные (да);
- почему лучше платить за вредную еду наличными деньгами;
- кто из нас жульничает (абсолютно все) и как сделать так, чтобы мы делали это поменьше или хотя бы не так нагло;
- как принять то, что ты сорвёшь дедлайн, съешь эклер и проспишь встречу, и начать с этим жить.
Было сложно?
Вообще да. Думаю, если бы я не прошла уже в общей сложности месяца два-три других курсов блоками по 2-3 недели, плюс не училась бы писать эссе IELTS, я бы не справилась.
Это полноценная учебная нагрузка, которую мне, скажем, на журфаке не давали никогда (а я была из тех, кто там правда пытался учиться и не пропускал семинары). Нужно нормально планировать своё время, выключать мессенджеры во время чтения, не сдавать тесты в последний момент из-за вероятности технических сбоев на стороне Coursera, не мыть посуду во время лекций. В общем, учиться. Мне кажется, для русскоязычной аудитории это реальный шок.
Если в описании вашего курса есть пометка «рабочая нагрузка 10-13 часов в неделю» — учтите, что это для носителей языка, и добавляйте себе ещё 10-30% на то, чтобы смотреть незнакомые слова и переписывать эссе под американский формат.
И берите курсы, которые вам интересны, а не которые понтово называются. Работодателям и университетам, по крайней мере в России и Австралии, на эти сертификаты плевать. У Coursera есть signature track за 40 долларов — я взяла один и бросила через три недели. В этом формате перед тестами курса вам нужно сканировать свой ID, фотографироваться в web-камеру и набирать руками написанный на экране тест: предполагается, что это позволит вас идентифицировать. И значит, использовать данные вашего курса при поступлении и зачётах в американских университетах.
Идея восхитетельная, но я не планирую учиться в Америке, а курс оказался тошнотворно занудным.
Как попробовать?
Вот ещё курсы, которые лично мне кажутся потенциально интересными: First-Year Composition 2.0, The Science of Gastronomy, Exercise Physiology: Understanding the Athlete Within, Think Again: How to Reason and Argue (это настоящий хит Coursera, будет проводиться во второй раз с поправками на опыт), Content Strategy for Professionals: Engaging Audiences for Your Organization, Nutrition and Physical Activity for Health.
Плюс курсы о литературе — например, Fantasy and Science Fiction: The Human Mind, Our Modern World, или The Fiction of Relationship. Они выглядят по-настоящему круто, но на них у меня точно не хватит времени никогда. Завидую тем, у кого хватит.