Руководство начинающего краудфандера
Я с августа работаю в Яндекс.Деньгах: пишу в их блог, слежу за твиттером, отвечаю на вопросы на «Хабрахабре» и так далее. Надеюсь, все знают, что Яндекс.Деньги — это не только оплата ЖКХ и игр: думаю, волну интереса к краудфандингу и благотворительности в интернете вы не пропустили.
Массовый сбор средств с населения не ограничивается гражданской активностью, политическими акциями и благотворительными сборами на детей и животных. Музыканты и писатели в Kroogi.com собирают деньги на запись альбомов и выпуск книг, пользователи социальных приложений Яндекс.Денег организуют праздники и прибивают скворечники в парках.
Даже если вы не Макс Фрай, не группа «Аквариум» и не помощник Навального, вам примерное понимание того, как это всё работает, всё равно пригодится.
Пример из моего окружения: Аня Митрохова и её марафон.
Девушка, организовавшая в Москве женский беговой клуб Girl&Sole, собирает на этой странице 2000 фунтов, чтобы пробежать через 248 дней марафон в Берлине со своим мужем. Почему она не может бежать бесплатно, и как в принципе работает charity running, она написала в этом посте. Не бойтесь, на странице не будет облезлых животных, смело допивайте свой латте.
Увидев, что Аня завела страницу на сайте Virgin Money Giving, я написала ей лично и попросила, во-первых, разрешения на то, чтобы публично «разобрать её кейс», а во-вторых — открыть счёт в Яндекс.Деньгах и попробовать собрать и с их помощью.
Аня открыла и разрешила. Я написала пост с десятком дружелюбных советов, подкрепляя их опытом успешных кампаний в России и на западных сайтах.
Организация акции и механика
Вся информация о марафоне и сборе средств должна быть на одной странице. Это может быть отдельный раздел в любом из блогов или просто карточка-визитка, свёрстанная в WordPress — неважно.
Что важно: она должна быть не только на английском языке, её должно быть легко найти в аккаунте в каждой вашей социальной сети, она должна принадлежать вам (а не проекту марафона), и вы должны её обновлять.
Аня написала мне, что точка сбора на странице Virgin — требование «Красного Креста», что звучит логично: во-первых, им нужны посещения и распространение информации об акции и мероприятии в целом, во-вторых — как-то обезопасить себя и участников от мошенничества в процессе сбора.
Но Аня всё равно переводит собранные наличные в фунты, а её целевая аудитория — русские девушки, занимающиеся бегом. Они вряд ли будут тратить много времени на то, чтобы разобраться с фунтами и способами перевода на английском, чтобы помочь ей 100 рублями.
На этой странице должны быть перечислены все способы сбора денег одновременно. Эти способы должны быть очень удобными, и ваша работа — сделать так, чтобы читателю понадобилось только нажать на пару кнопок. Если у вас есть счёт в Яндекс.Деньгах, не пишите только его одинокий номер — вставьте кнопку или форму для перевода.
Потратьте 10 минут, для того чтобы сделать эту кнопку индивидуальной — выберите надпись, добавьте название проекта, вбейте сумму «по умолчанию» (её можно изменить), напишите примечания. Если вы справились с WordPress'ом и марафоном, с конструктором точно получится.
Про размер на скриншоте выше: Аня устраивает конкурс, я решила добавить эту информацию здесь. Кнопка «нерабочая» — если бы я её вывесила, она была бы прикреплена к моему счёту :) Аня сделает свою сама.
Соблюдайте благотворительную гигиену
В Яндекс.Деньгах лучше всего пройти идентификацию, способы описаны здесь. Если вы собираете средства несколькими способами, каждый из них стоит максимально «легализовать», сделать прозрачным, верифицировать. Зачем это нужно?
- Пользователи больше доверяют счетам, владельцы которых открыли своё имя.
- В случае любых проблем с переводами компания или платёжная система будут на вашей стороне.
- Вы не столкнётесь с лимитами (или они будут гораздо более мягкими).
- Ваш счёт вряд ли «заморозят» без предупреждения, заподозрив в мошеннических операциях.
- Деньги будет легче вывести.
- Вы некоторым образом застрахуете себя от мошенничества (когда люди рассказывают о вашей акции, но указывают свой номер счёта). Если бы Аня была идентифицированным пользователем, на скриншоте выше отображалось бы её имя.
Если вы засекли дублирующий сбор, немедленно пишите в саппорт системы, счёт которой использует мошенник. Его заблокируют моментально. Для таких случаев тоже лучше быть идентифицированным пользователем (но, конечно, не обязательно).
Как выводить деньги
Заранее уточните все способы беспроцентного использования набранных средств. В случае с Яндекс.Деньгами это — карточка MasterCard, которой можно напрямую платить без комиссии онлайн и оффлайн. Выводы на банковский счёт обычно платные, и вам лучше сообщить пользователям, что эти проценты вы берёте на себя.
Будьте готовы помочь каждому пожертвовавшему техническим советом. Прочитайте все руководства всех систем переводов, которыми вы пользуетесь, и запомните главные способы пополнения.
Например, у пользователя нет Яндекс.Денег, и он не хочет открывать счёт. Тогда он может записать 13 цифр номера вашего счёта (вот здесь они пригодятся, в случае с Аней — 410011690849970), зайти с ним в любую «Евросеть» и моментально перевести деньги без процентов, хоть 10 рублей. Держите под рукой ссылки на страницы со всеми способами пополнения без процентов.
На e-mail деньги тоже можно переводить — и в Яндекс.Деньгах, и в PayPal. Не поленитесь для этого зарегистрировать красивый e-mail, который будет легко запомнить, и уже к нему прикрепляйте свои счета для благотворительных и прочих сборов.
Номер счёта (и этот мейл) можно распечатывать на визитках и салфетках, или, скажем, тарелочках, на которых вы будете продавать свои маффины. И не забудьте о приложениях для сбора в социальных сетях — у Яндекс.Денег есть такие во «ВКонтакте» и в Facebook.
Запустив акцию, не бросайте её
Деньги дают тем, кто верит в себя и успех своего мероприятия, а эти люди любят обо всём рассказывать. Аня собирает деньги разными способами — в частности, печёт булочки, печенье и всякие беговые мюсли-батончики и продаёт их на вечеринках, в магазине одежды, в котором она работает, и на встречах беговых клубов. Она не только об этом пишет, но и фотографирует, и выкладывает рецепты во все свои блоги.
Это очень хорошо. Но всего этого нет на той самой одной странице. Фотографии в Instagram, рецепты в блоге, беговые отчёты — всё даже без специального charity-тега.
Разумеется, это не катастрофа. Но я слежу за Аней давно, и мне понятно, как много собралось проданной выпечки, принтов её мужа (он тоже собирает деньги, забег общий), частных сборов наличными и переводов — со стороны это оценить одним взглядом трудно. Отчёты съевших батончики, фотографии и календарь пробежек разъехались по разным блогам.
Не давите на жалость
Не провоцируйте чувство вины. Не считайте, от скольких чашек кофе человек должен отказаться, чтобы вы помогли собаке. Человек заработал на свою чашку кофе, а вы на собаку — нет.
Аня на социальном разрыве не ездит, но я видела страницы charity running, оформленные, как кровавая баня в зоомагазине. Не знаю, куда эти домохозяйки в итоге прибегут. Чтобы вам помочь, человек не должен сначала почувствовать себя очень плохо, а потом сразу хорошо.
Лучше сразу перейти ко второй части: например, читателю может понравиться, что он принял участие в большом и хорошо организованном проекте всего парой кликов.
Если вы собираете на что-то полезное (то есть не на похороны и передачи в СИЗО, разумеется), пообещайте что-нибудь взамен. Этот парень разыгрывает среди сделавших перевод на сумму больше $20 очередной Nike Fuel. Классический пример любого проекта на KickStarter — именные вещи или сувенирка.
Варианты: пробежать марафон в майке, на спине которой напечатано именное признание человека, пожертвовавшего больше всех. Или в головном уборе по его выбору (пчелиные антенны, диадема, уши Микки Мауса).
Первая партия товара, специальная благодарность на обложке диска — всё это варианты для тех ваших читателей и поклонников, кому не нравится помогать безвозмездно и кто не любит оставлять других с некоторым чувством долга. Многим проще что-то купить, чем отдать деньги. То есть вы не должны стоять с протянутой рукой: держите в ней булочку. (Или будьте готовы её предложить).
Напоминайте о себе
Рассказ о вашей акции должен всегда быть на своём месте, регулярно обновляться, но не литься в ленты чаще, чем раз в неделю-две. Вообще не писать о результатах тоже неправильно, вы не попрошайничаете, у вас проект, и ваши записи в лентах видит каждый третий ваш друг (это статистика, а не предположение).
Всем интересны детали: сколько пончиков, сколько километров, сколько переводов, как дела у других бегунов. Вы продаёте свой проект, свои услуги, свой товар каждому из десятков и тысяч прохожих — дайте им infotainment, фотографии и ощущение сопричастности.
Когда (и если) Аня сделает свои кнопки и отдельную страницу, я обновлю этот пост и переставлю все ссылки. Если вы — краудфандер или благотворитель, приходите в группу «Капустник Денег» в Facebook. Мы с Аней договорились, что через неделю-другую мы напишем апдейт с рассказом о том, что она ещё сделала, как верстала страницу, с какими трудностями столкнулась и проч.
Update 24.01.13:
Судя по всему, никто пост по ссылке «Как работает charity running» не прочитал. Хорошо, я уточню здесь.
Когда кто-то собирает деньги на забег — это не значит, что «девочка с мужем хочет на халяву сгонять в Берлин и там побегать». Девочка платит сама (своими деньгами) за участие в марафоне, за билет, за шмотки, в которых она будет бегать, отель, еду, программу подготовки. Девочка сама бежит марафон. Те деньги, которые собираются на отдельной странице — полностью идут на благотворительность. Минимальная сумма сбора (в нашем случае, 1000 фунтов с человека) — гарантия того, что девочке (которая уже оплатила участие) дадут всё-таки этот марафон пробежать, то есть, буквально, выдадут чип с номером. Деньги от продажи булочек, принтов и проч. тоже идут на благотворительность, а не девочке в карман — она их сама переводит на сайте Virgin, и пишет об этом отчёты с фотографиями.
Ещё один аргумент в пользу того, чтобы ВСЁ собрать на одной странице — как видите, людям лень за свои пару фунтов даже кликать по ссылкам. Считайте это образовательной миссией. В России такого пока нет — именно потому, что никто не понимает, как это работает.